четверг, 2 мая 2013 г.

Динамическая медитация отрешённости

Иногда как "стартовую точку" можно довольно эффективно использовать некоторые образы в сознании, концентрируясь на которых некоторое время можно получить некий "толчок" для углубления состояния отрешённости и незацепленности.

Чтобы временно "сбить" привычное состояние с его стереотипами (такими как, например, надежды на лучшее, цели, желания, ожидания лучших времён, стремление к лучшей жизни, к достижениям, etc), представьте себе, что из сансары нет выхода. Совсем нет. Или например, что вы уже добились окончательной цели своего учения - нирваны, или там, третьего внимания. И... ну в общем вот такой она оказалась :-)
Допустим, человек думал, что конечная цель пути - это будет нечто чудесное, исполненное блаженства, силы, знания. А она вот такая вот. Сюрприз :-)

И относительно пути стремиться теперь некуда. Совсем некуда. Ничего нельзя изменить - ни сознание, ни восприятие, ни ситуацию вашей жизни в целом и частностях. Т.е. она есть такая, какая есть. И более того - всё это будет продолжаться... ну, не бесконечно, однако очень-очень долго. Настолько - что пытаться "обозреть" его своим сознанием не имеет смысла. И даже умереть никак не получится долгое время.

Всё это нужно хорошо постараться представить себе, находясь в расслабленном и сосредоточенном состоянии. Хорошо, чтобы это было не только ментальное моделирование\фантазирование, а получилось немного в это "поверить" и прочувствовать. 

И вот здесь (если получилось немного прочувствовать) можно уловить настроение той самой отрешённости. Когда вы понимаете - ничто ничего не изменит, нет "лестницы" достижений, нет цели, стремлений. Особое внимание надо уделить отсутствию надежды: надеяться неначто. И незачем. Отсутствует цель. И желание что-либо изменить в любую сторону.
Можно просто погрузиться в этот поток событий жизни, будучи к ним совершенно безразличным. И пребывать в этом состоянии. У кого хорошо получилось "настроиться" - можно заметить расслабление некоторых хронических напряжений в мышцах - например, в руках.

В любой "магической" практике есть некий "переход", где меняется состояние сознания - и его невозможно описать. Чаще всего также именно этот переход и составляет её основу. 
Относительно этой - есть некий трудноуловимый момент, где нечто вроде ощущения безнадёжности и запертости превращается именно в отрешённость воина, в свободу, когда воину ничего не нужно, где он ни за что не зацеплен. Попробуйте ощутить. 

Когда под давлением инерции обычного восприятия вы вынырнете из состояния отрешённости - можно опять начать настройку заново.

Есть ещё очень хитрая особенность - это контр-уловка тоналя, как всегда направленная на то, чтобы состояние незаметно подменить на противоположное. Незаметно - потому что поверхностно вроде ничего не меняется; подмена происходит с основой. 

Если у чела получилось пребывать в состоянии отрешённости, а потом он вынырнул в обычное состояние, он может попытаться войти в прежнее отрешённое состояние усилием воли. Или удерживать его усилием воли. А такое удерживание означает, наоборот, что он уже потерял отрешённость. Потому что при отрешённости человеку удерживать нЕчего. Он же отрешён от всего. Если он что-то удерживает силой - то он уже не отрешён, у него есть цель, есть желаемое состояние. 
Учитывайте эту уловку тоналя.

Здесь всё дело в том, что нельзя "надевать" это состояние как бы поверх уже существующих "одежд"-слоёв личности, иначе это будет только отдаление от отрешённости. Нужно напротив - снимать личностные слои озабоченности, заинтересованности (потому что, как мы помним, любая заинтересованность теперь не имеет смысла, ничего никогда не изменится). И если снять эти слои за ненадобностью - это и будет подлинная (а не разыгранная) отрешённость. Которая не будет чем-то типа достижения личности для чего-то другого.
Так что раздевайтесь :-)

2 комментария:

  1. отрешенность это видимо отсутствие внешних опор сознания ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, это оно. Или по крайней мере близко к этому, т.к. наприм та практика, которую я описал, начинает выполняться ещё как бы из обычного состояния.
      Полное отсутствие внешних опор для сознания делает состояние неописуемым. Поэтому его невозможно описать (Кэп)

      Удалить